Введение
Народные художественные промыслы — уникальный пласт нашей истории, культуры и идентичности — переживают не лучшие времена. Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву , керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы — все, в чем воплотился многогранный талант нашего народа, может погибнуть…
Наши предки любили красоту и умели ее творить. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы – все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха – о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были – рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве – сев, косьба, жатва – праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства – крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально “из рук в руки”. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.
В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.
Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.
Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Поиск новых приемов обработки, сочетание разнообразных материалов , проведение творческих экспериментов – всё это даёт возможность испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что любовно сделано своими руками, будет доставлять окружающим людям радость встречи с рукотворной красотой!
Ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость и нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая
Уровень освоения – углубленный.
По типу – модифицированная.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации образовательных программ ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Данная программа посвящёна замечательному мастерству и искусству народов России, которое складывалось веками усилиями мастеров многих поколений и приковывает на себя внимание, как художников, так и просто людей всего мира. В современном мире стремительно возрастает потребность в воспитании творческой социально адаптивной личности, способной ценить прекрасное и проявлять интерес к национальному историческому и эстетическому наследию. Программа помогает лучше понять дух и культуру народов России. Формирует у подрастающего поколения уважение к истории и традициям населения своей страны.
Актуальность программы состоит в том, что её реализация позволяет приобщить детей к таким традиционным народным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров; а это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Занятия тесно связаны с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. А в настоящее время пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Программы знакомит обучающихся с рядом областей декоративно-прикладного искусства, развивает их художественно-эстетические чувства, но и обеспечивает получение ими такого уровня знаний, навыков, мастерства, самостоятельного творческого мышления, который даёт право на профессиональную деятельность в избранной сфере художественного ремесла.
Отличительную особенность и новизну программе придают творческие занятия под музыку народов нашей страны, соответствующую народным промыслам, изучаемым по данной программе. Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Педагогическая целесообразность: Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии. Занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся.
Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству.
Организация занятий:
Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров. В основе содержания лежит изучение различных видов росписи по дереву, глине по принципу «от простого к сложному». Начиная с контурной росписи, где первоначально выполняется контурное изображение элементов, а позже, в пределах контура, заливка цветом. Далее для постановки руки приступаем к графическим росписям – мезенской и северо-двинской. После приобретения начальных навыков переходим к более сложным, пластичным свободно-кистевым росписям, где наиболее важным является умение выполнять живописные мазки и «оживки».
При изучении каждого вида росписи рассматриваем историю её возникновения и развития, район распространения, орнаментальные мотивы, цветовую гамму, художественные образы, сюжеты, характерные для данного вида. При этом используем методы копирования, повтора и варьирования, которые являются следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результат изучения каждого промысла – выполненное изделие. Дети овладевают не только технологическими приёмами росписи, они научатся самостоятельно составлять композицию на изделиях разной формы, узнают свойства материалов. Научатся пользоваться инструментами и смогут сами подготовить их к работе.
Основное содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии после объяснения теоретического материала. При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства детям постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным. Всё это создаёт дополнительные возможности для развития творческого воображения.
На занятиях в мастерской используется частично типовое оборудование, но, в основном, всё необходимое для работы готовиться самостоятельно педагогом и учащимися в соответствии с требованиями техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.
На занятиях в творческой мастерской учащиеся узнают о применении природных материалов в повседневной жизни русского народа. Во время экскурсий они познакомятся с деталировкой древних орнаментов, предметов декоративно-бытового назначения, с религиозными и философскими мироощущениями наших предков.
Цель программы:
Создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, для формирования у детей целостного представления о традиционных народных промыслах народов нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать знания о возникновении и развитии искусства народных промыслов;
– дать представление о наиболее известных центрах народного декоративно – прикладного творчества России;
-познакомить с графическими и свободно-кистевыми видами росписи, научить техническим приёмам их выполнения;
– познакомить с основами цветоведения и построения декоративной композиции;
-дать теоретические знания, практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства и различных народных промыслах;
– научить применять полученные знания , умения и навыки на практике.
Развивающие:
-выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении творческих работ;
-развивать познавательные процессы личности (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;
-формировать мотивы к познавательной творческой деятельности и творческому созиданию;
– развить образное мышление, конструктивное видение, умение средствами графики и цвета передавать объем, форму, фактуру, взаимосвязь предметов в пространстве;
– научить детей грамотно и творчески подходить к собственной работе над изделием, соединяя форму и замысел, добиваться целостности произведения;
– сформировать базовые навыки технических приёмов и изготовления изделий декоративно-прикладного характера;
– максимально развить творческий потенциал обучающихся, их чувство художественного самовыражения.
Воспитательные:
– воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, любовь и уважение к Родине через изучение народного творчества.
-способствовать формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности при работе с материалами и инструментами;
– воспитывать эмоционально-положительное отношение к народным традициям,
толерантное отношение к различным культурам и народам;
–осознание причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.
Условия реализации программы:
Программа предназначена для учащихся 7-12 лет. Творческую мастерскую могут посещать и мальчики и девочки. В объединение принимаются все желающие.
Срок реализации:
Программа рассчитана 3 года обучения:
1-й год обучения – 7/8лет; (144 часа), занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа.
2-й год обучения – 9/10 лет; (144 часа), занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа.
3-й год обучения –11 /12 лет; (144часа), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая
Формы проведения занятий:
– практическое занятие
-открытое занятие,
–выставка,
– ярмарка народного творчества,
– творческая мастерская,
– самостоятельные творческие проекты,
– погружения в сказочные ситуации,
-экскурсии,
конкурсы,
– ярмарки народного творчества,
-посещение музеев, выставок, библиотек.
Формы подведения итогов:
По итогам обучения наиболее способные ученики, достигшие положительных результатов уже по истечении 1-го года обучения, получают звание «Подмастерье».По итогам 2-го года обучения- звание «Мастеровой», оно свидетельствует о самостоятельности детей в изготовлении традиционных изделий, об их умении экспериментировать, создавать свои композиционные решения в рамках традиционной системы, варьировать форму, орнамент, колорит. По окончании 3-го года обучения присваивается звание – «Мастер».
Изучение основных разделов программы обобщается творческим мероприятием (н-р выставкой и др.). Учебный год завершается итоговой творческой работой, тема которой определяется заранее вместе с детьми.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся будут знать и уметь:
-правила техники безопасности и личной гигиены, как организовать рабочее место, материалы и инструменты, историю возникновения промысла, виды промыслов, их особенности, виды орнаментов, основные употребляемые термины, технологические приёмы исполнения.
-понимать принципы построения композиции на предметах разной формы, где и как применять технологические приёмы росписи, как исправить допущенные ошибки, подправить выполненную работу
-владеть способами декоративной лепки, знать простейшие способы лепки игрушки дымковского, филимоновского, каргопольского промыслов.
-правильно подготовить деревянное или глиняное изделие к росписи, пользоваться лако – красочными материалами. Самостоятельно составлять несложные композиции на основе законов композиционного построения, выполнять изделие с соблюдением технологических приёмов.
-понимать необходимость соблюдения традиций в выполнении изделий, понимать значение орнаментальных мотивов;
-применять законы построения композиции при самостоятельной работе над изделием.
-анализировать и оценивать соответствие формы, размера, расположения орнамента и колорита в изделии.
-технологические приёмы выполнения графических и свободно-кистевых типов росписи, историю развития промысла, виды и свойства материалов.
-понимать значение изучения традиционной русской культуры, значимость выполненных изделий, важность сохранения основ народных традиций;
-анализировать возможности варьирования традиционных форм в современных изделиях, возможности использования готовых изделий в современном быту, достигнутый результат и значимость выполненной работы.
Способы определения результативности:
– анкеты.
– наблюдение детей в процессе учебно-творческих занятий, выставок, экскурсий.
– открытые занятия для родителей, администрации, специалистов.
– зачётные работы:
*выполнение творческих работ по предварительному зданию
*самостоятельный выбор учебно-творческой работы с последующей презентацией.
*анализ просмотренных работ, выставок, экскурсий.
Способы оценки результативности:
– похвала,
– творческая выставка,
– награждение учащихся – для повышения творческой деятельности.
Способы фиксации результативности:
– анкеты; -диагностические карты, -фотоматериалы.